Правила форуму  -  Реєстрація  -  Вхід  

Часовий пояс UTC+02:00




Створити нову тему  Відповісти  [ 191 повідомлень ] 
Автор Повідомлення
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:16     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
http://www.druzya.com/forum/showthread.php?t=29340


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:16     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Владимир Высоцкий на Северном Кавказе

Советская пресса Владимира Высоцкого не жаловала всегда. Менялись лишь формы: публичные выволочки в печати конца 1960-х годов сменились не менее оскорбительным незамечанием, продолжавшимся до самой его смерти. Статьи о Высоцком-актёре изредка, но всё же просачивались в печать, – о Высоцком-поэте, чьи песни знала вся страна, советские журналисты как будто вовсе не слыхали. (Впрочем, разумеется, не одни журналисты в том виноваты).

Высоцкому потребовалось "всего лишь" умереть, чтобы мощь его личности и величина таланта стали настолько очевидны, что едва ли не все политические партии и движения России захотели считать его "своим".


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:17     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Под непрерывное цитирование Высоцкого прошла печально известная "перестройка". Когда она благополучно скончалась, эстафету подхватила "эпоха реформ" (тоже подходящая к бесславному концу). Даже президент Ельцин не остался в стороне: сообщил однажды, что "все мы воспитаны на одной культуре: на картинах великих русских художников, на стихах Пушкина,... на песнях Высоцкого".*1

Во времена войны в Чечне Высоцкого цитировали едва ли не чаще "воспитанного" на его песнях президента. Некий журналист-демократ, назвавший свою статью "Строки Высоцкого – предвиденье Чечни...", цитирует "Охоту с вертолётов": "И на татуированном кровью снегу // Наша роспись – мы больше не волки!". Затем задумчиво вопрошает: "В каком жутком сне Высоцкий увидел татуированный кровью снег в селе Первомайском?".*2

Сотрудник антиправительственного издания, комментируя очередной показ по телевидению фильма "Место встречи изменить нельзя", и в запале перепутав актёра с его героем, горестно воскликнул: "Вот бы Жеглова нам теперь в Чечню!".*3

Господи, ну какая же это чушь! И сколько ещё должно пройти лет, прежде чем попытки втискивать Высоцкого в рамки партийных программ станут считаться неприличными и недостойными пера даже самого заштатного репортёра?! Ну, не был он ни коммунистом, ни "прорабом перестройки". Он был поэтом, любимым поэтом огромной страны, которую изъездил вдоль и поперёк. И на Северном Кавказе, кстати, бывал, но и помыслить не мог о том, что произойдёт на этой земле в недалёком будущем.

В начале октября 1978 г. Высоцкий приехал в Грозный. Программа работы там была мало сказать напряжённой – просто изматывающей. За четыре дня, с 3-го по 6-е октября, Высоцкий дал двенадцать концертов. Причём, выступления проходили под открытым небом, на Стадионе ручных игр, вмещавшем десять тысяч зрителей. Какая уж тут акустика! Только выкладываясь до предела можно было донести песню до слушателя.

С одной стороны, Высоцкому было полегче, чем во время многих других гастрольных поездок, поскольку в первом отделении выступали осетинский певец А.Мухамедов и ансамбль "О чём поют гитары" (к 1978 г. работа в сборных концертах стала обычной в концертной практике Высоцкого). С другой, – понятно же, что зрители пришли слушать именно его, а не длинноволосых гитаристов, а ожиданий зрителей Высоцкий не обманывал никогда.

Это может показаться невероятным (особенно в наше сверхмеркантильное время, когда у гастролёров куда меньшего, чем Высоцкий, калибра, что называется, "шаг по рублю"), но при такой высокой нагрузке Высоцкий ещё находил время и желание для дополнительных встреч со зрителями.

6 октября он приехал в профессионально-техническое училище и пел там два с половиной часа. И это перед тремя концертами на стадионе! Заместитель директора училища В.Ватолин позднее вспоминал: "Он пел у нас не только то, что обычно пел в концертах. У него был какой-то детский цикл, он его впервые исполнял".*4

Трудно понять, о чём идёт речь. Возможно, Высоцкий пел песни для кинофильма "Иван да Марья" (на концертах он исполнял только две из этого цикла), а может быть, читал поэму "Вступительное слово про Витьку Кораблёва...". К сожалению, фонограмма того выступления отсутствует.

В книге почётных гостей Высоцкий сделал запись: "Желаю успеха и педагогам, и детям, всем, кто хочет стать людьми. Буду приезжать к вам, если придётся приезжать в эти места. В.Высоцкий". (Кстати, эти строки Высоцкого в печати воспроизводятся впервые).

Грозненский художник Г.Стоцкий через много лет вспоминал, что в те дни поспорил с друзьями-художниками, что сумеет пригласить Высоцкого посетить их компанию. Это удалось – Высоцкий побывал в мастерской И.Дутаева, а на следующий день был в гостях у другого местного художника Л.Царицынского.

Любопытные подробности этого визита обнаружились в статье о художнике, написанной молодой журналисткой П.Жеребцовой, и опубликованной на интернет-сайте ''Журнал ''Самиздат'''':
"Одна из небольших работ "Женщина-Вампир" понравилась Владимиру Семёновичу Высоцкому. Она была подарена актёру и поэту вместе с дорогой памятью сердца – листовкой на мешковине. Той самой, написанной кровью. Из концентрационного лагеря "Бухенвальд" (Л.Царицынский был заключённым в этом лагере, – М.Ц.).
Знакомство произошло в один из приездов известного актёра в город Грозный. Подружились Царицынский и Высоцкий сразу. Незабываемая ночь в художественном фонде с портвейном, стихами, песнями и многочасовым общением не прошли даром. Большие расстояния и обоюдная занятость мешала их новым встречам. Выручал телефон. По невидимым проводам звучали стихи В.Высоцкого..."*5

Откуда автор знает такие детали? На этот вопрос П.Жеребцова ответила мне в электронном письме. Оказывается, ей рассказывал об этом её дед, оператор телевидения Чечено-Ингушетии А.Жеребцов, снимавший Высоцкого в студии (об этом речь пойдёт ниже), чьим другом был художник Царицынский. Таким образом, достоверно устанавливается ещё одна деталь биографии Высоцкого.

По словам Г.Стоцкого, в этот же день Высоцкий дал бесплатный концерт в грозненском НИИ, затем – ещё один бесплатный концерт в колонии для несовершеннолетних и только после этого отправился выступать на стадион.

И ещё одна встреча состоялась в те дни. О ней рассказывалось в телевизионной передаче "Летела жизнь". Насколько я знаю, передача транслировалась лишь однажды – 25 января 1990 г. Сегодня о ней помнят лишь специалисты-высоцковеды, но история, о которой пойдёт речь, достойна упоминания.

Началось с того, что актёр грозненского драматического театра В.Наурбиев пришёл к Высоцкому в перерыве между концертами и пригласил выступить перед актёрами. Тот отказался, сославшись на усталость, и Наурбиеву оставалось только извиниться и откланяться.

Выходя из-за кулис, он неожиданно увидел среди зрителей, занимавших места перед очередным выступлением, двух красавиц-актрис своего театра. Немедленно возник план, увенчавшийся успехом: отказать дамам Высоцкий не сумел.


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:17     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Хотя Высоцкий приехал в театр с гитарой, никто не рискнул попросить его спеть. Понимали, что он действительно очень устал. Но одну песню Высоцкий всё же исполнил.

Вспоминает В.Наурбиев: "Высоцкий настроил гитару и сказал: "Сейчас я вам исполню песню, которую пел всего два раза. Единственно, я вас прошу не делать никаких записей... Эта песня о вас. Я знаю судьбу и историю вашего народа. У меня в Казахстане есть очень много друзей – чеченцев и ингушей. Я никак не мог подойти к этой теме и совершенно случайно "поймал" эту песню".*6

Высоцкий исполнил песню ''Летела жизнь''. После этого, по словам Наурбиева, "возникла буквально пятиминутная пауза. Никто не мог шелохнуться, все сидели молча. И вдруг – один заплакал, другой заплакал, третий...".

Любопытно, что в передаче прозвучали лишь две строфы из этой песни. Человеку, не знающему текста, абсолютно непонятно из этих двух строф, отчего заплакали актёры, но на включение в передачу всей песни целиком телевидение не отважилось. Какой замечательный символ "перестройки" – полуразрешение, полуумолчание!

Других песен исполнено не было. И гость, и хозяева понимали их неуместность после происшедшего. Но зато состоялся интересный профессиональный разговор. Главный режиссёр театра Р.Хакишев рассказал Высоцкому о своём замысле постановки "Гамлета". Посетовав, что не имеет достойного исполнителя главной роли, он предложил играть... самому Высоцкому. Интересно, что тот согласился. Может, и впрямь понравился замысел, а может быть, из вежливости, – кто знает? На прощание Высоцкий оставил свой автограф на театральной афише, а актёры преподнесли ему чабанскую папаху, в которой он тут же сфотографировался.

Свою новую, так потрясшую актёров песню, Высоцкий исполнил в Грозном ещё раз. Вспоминает администратор В.Гольдман: "В Грозном Махмуд Эсамбаев "отколол номер". Там Володя впервые спел песню про "республику чечено-ингушей" – о переселении чеченцев и ингушей за Урал после войны. Был стадион на 10 тысяч, и там такое творилось! Шёл сильный дождь, Махмуд в белоснежном костюме выскакивает на сцену – и на колени: "Володя, спасибо тебе!"".*7


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:17     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
В Грозном к Высоцкому обратились с просьбой дать интервью. Оно было опубликовано в "Грозненском рабочем" 6 октября 1978 г., но, увы, никакого интереса не представляет. И не только по причине банальности задаваемых вопросов ("Есть ли у Вас любимые роли?" "Ваши творческие планы?" и т.д.). В Грозном произошло именно то, о чём Высоцкий однажды сказал так: "Журналисты почему-то всем одинаково дают выражаться. Все у них получаются такие умные! Они почему-то думают, что их язык – это язык интеллигентов, поэтому в их интервью, обратите внимание, все одинаково говорят".*8

В грозненском интервью Высоцкий помимо своей воли "заговорил" усреднённым, обесцвеченным газетным языком. Однако в те же дни он получил предложение не только поговорить, но и спеть – телевидение Чечено-Ингушетии выразило желание записать Высоцкого для программы "Телевизионная гостиная".

Отработав три концерта на стадионе, Высоцкий приехал на студию. Он рассказал о своей работе в Театре на Таганке, спел четыре песни, но...

"Фрагмент с участием Владимира Высоцкого в передаче "Телевизионная гостиная" в эфир не выдавать, видеорулон размагнитить". (Из распоряжения по Гостелерадио ЧИАССР, 25 октября 1978 г.).


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:18     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Зображення


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:18     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Коллеги о Высоцком:
«Все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а, страстно желая одного-единственного: не взять - отдать, одарить»

Обычно свои выступления-встречи я начинаю словами: "Дорогие товарищи". Это не формальное обращение, это на самом деле так, потому что я очень дорожу вами, своей аудиторией. Если вам скажут, что человек выходит на сцену только самовыражаться — не верьте, это неправда. ...Я не кривлю душой и не заискиваю перед вами, не подхалимничаю, потому что — зачем?! Глупо! Мне публика — люди, а не публика; люди, которые меня слушают, нужны мне больше, чем я вам, потому что есть счастливая возможность высказать то, что меня беспокоит и волнует, такому большому количеству людей, — это не каждому дано. Мне просто очень повезло в этом смысле. Я ценю эти встречи, люблю их, стараюсь как можно больше успеть рассказать о чем-то необходимом. Мне хочется, чтобы вы мне доверяли.

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:18     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Почему?! Что опасного для государственных устоев почудилось чиновникам с телевидения в рассказе Высоцкого о театре и в исполнении песен, уже записанных на пластинки, либо вошедших в кинофильмы (то есть, уже вполне "разрешённых")? Вероятно, и сами они не смогли бы ответить на этот вопрос, но знаменитое "как бы чего не вышло" снова оказалось сильнее здравого смысла.

К счастью, вопреки указанию размагнитить плёнку, видеозапись сохранилась. Н.Воронцов, начальник отделения видеозаписи Грозненского телевидения, укрыл плёнку от посторонних глаз и хранил до 1989 г., когда фрагменты видеозаписи уже можно было вполне легально включить в упоминавшуюся передачу "Летела жизнь".

Естественно, я захотел разыскать полную запись. Возможности поиска были весьма ограничены, поэтому я начал с тех, кто участвовал в передаче. Для начала – написал письмо режиссёру грозненского театра Руслану Хакишеву. Через некоторое время пришёл ответ. (Специально для тех, кто объявляет Советский Союз "тюрьмой народов", свидетельствую: в 1990 году чеченец ответил на письмо высоцковеда из Москвы. Всегда ли может рассчитывать на ответ житель сегодняшней России? Вопрос, полагаю, риторический).

Хакишев писал, что задержался с ответом, поскольку по моей просьбе разыскивал людей, имевших отношение к записи выступления Высоцкого по телевидению. Ему удалось выяснить, что запись проводила С.Сергеева, адрес и телефон которой он с её согласия мне выслал.

Я несколько раз звонил в Грозный, уточнял обстоятельства записи, но сама плёнка попала в Москву уже после моего отъезда в эмиграцию. Её копия есть в моей коллекции.

После Чечено-Ингушетии Высоцкий выступал в столице Дагестана Махачкале и в столице Северной Осетии Владикавказе (тогда – Орджоникидзе). Есть также информация, что несколько концертов Высоцкий дал в городе Моздоке в кинотеатре имени Кирова. Где именно состоялись концерты в Махачкале, пока неизвестно, а в Орджоникидзе выступления прошли во Дворце спорта с 9 по 11 октября.*9 Кроме этого, состоялись концерты во Дворце "Металлург", училище МВД им. С.Кирова и Высшем зенитном ракетном командном училище ПВО им. И.Плиева.*10


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:19     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
К 1978 г. Высоцкий уже несколько лет гастролировал от Северо-Осетинской филармонии. Это обстоятельство навело администратора Тамразова на интересную мысль. Он позвонил бывшему министру культуры Северной Осетии, ставшему к 1978 г. заместителем председателя Совета министров республики, С.Ужегову, и попросил принять его.

К Ужегову отправились втроём – Тамразов, Гольдман и Высоцкий. В разговоре подняли вопрос о присвоении Высоцкому звания заслуженного артиста Северной Осетии.
"Ужегов сказал: "Никаких проблем. Нам будет только приятно, что такой человек носит имя нашей небольшой республики". Он дал команду заполнить документы, и на этом мы с Ужеговым расстались.
Выходя из кабинета, Володя говорит: "Ты представляешь, я – заслуженный артист Северной Осетии. Как-то смешно...". – "Действительно, смешно. Вот – народный...".
Я вернулся в кабинет: "Сослан Евгеньевич! Уж давать, так давать! Это же Высоцкий – его вся страна знает...". – "Но мы же говорили о "заслуженном". "Народного"? Почему нет?" – Он тут же позвонил и переиграл ситуацию: в филармонии стали заполнять документы на "народного"".*11

Звания, однако, Высоцкий не получил никакого. По мнению Тамразова, идею "зарубили" в обкоме партии. Подумали, дескать, что в Москве Высоцкому звания не дают, как же можно давать в Орджоникидзе? Может быть, так всё и было, теперь это уже установить трудно.

9 августа 1990 г. в пятигорской газете "Кавказская здравница" были опубликованы воспоминания журналиста Р.Агаханова, писавшего о Высоцком в октябре 1978 г. Были там строки, которые очень хочется вспомнить сегодня: "Во время интервью я спросил о девизе Высоцкого. Он, не задумываясь, ответил: "Хочу людям добра".

Кто из политиков, стоящих сегодня по разные стороны баррикад на Северном Кавказе, мог бы повторить эти слова, чтобы люди им поверили?!

1. Из радиообращения к российскому народу 29 августа 1997 г.
2. Цит. по газ. "Новое русское слово", Нью-Йорк, 7.02.1996 г., стр.6.
3. Цит. по газ. "Крылья Родины", Москва, 12.03.1997 г., стр.4.
4. Цит. по фонограмме телепередачи "Летела жизнь", ЦТ, 1990 г.
5. Cм.: [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Регистрация!].
6. Цит. по фонограмме телепередачи "Летела жизнь", ЦТ, 1990 г.
7. Цит. по кн. "Живая жизнь", Москва, 1992 г., стр.137.
8. Цит. по фонограмме выступления: Москва, библиотека № 60, 29.11.1979 г.
9. Инф. из анонса в газ. "Советская Осетия", Орджоникидзе, 5.10.1978 г., стр.4.
10. Инф. из сборника "Белорусские страницы", вып. 12, Минск, 2004 г., стр.142-155.
11. Цит. по кн. "Живая жизнь", Москва, 1992 г., стр.149.

Марк Цыбульский (США)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:20     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
http://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/ ... kij-43.htm


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:21     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Новиков Владимир Иванович. Высоцкий
Часть 43

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37
38 39 40 41 42 43 44 45 46
47 48 49 50 51 52 53 54 55

От Глеба Жиглова к Дон Гуану

Жить осталось немного. Все чаще посещает это настроение - нет уже страха, надрыва, лишь спокойное понимание реальности. Душевных и умственных ресурсов могло бы хватить еще хоть на полвека, но изношенная плоть прослужит разве что несколько лет. А сколько это - несколько? Уточнять не будем, но предел виден. Последние песни уже написаны, те, что теперь сочиняются - это как бы предпоследние, уточняющие и дополняющие общую картину. Без ложной скромности, есть, что спеть, представ перед самой высокой инстанцией. И будет что послушать людям, когда рядом с именем автора будут уже стоять обе даты.

Осталось еще сняться на память. В кино. Все-таки не хватает роли, через которую можно было бы войти в каждый дом, где тебя всегда ждут и могут не дождаться...

Эту роль он себе организовал сам. Аркадий и Георгий Вайнеры подарили ему свою новую книжку - роман "Эра милосердия". Послевоенная Москва, банда "Черная кошка", с которой воюет милиция. С первых страниц взгляд сосредоточился на капитане Жеглове - человеке жестком, толковом профессионале, без всякой там патетики патриотической и с хорошим чувством юмора. В романе он отнюдь не положительный герой - допускает вольное обращение с законом, процессуальные нормы нарушает. И в этом смысле противопоставлен "милосердному" интеллигенту Шарапову. Так тем и интереснее этот Глеб Жеглов - такого персонажа, пожалуй, мог бы Бронсон играть.

Даже не дочитав книги, прямо на следующий день заявился к Вайнерам, чтобы застолбить за собой роль. Те немного оторопели от его решимости, но согласились, что Жеглова никто лучше не сыграет. А Высоцкий тут же режиссера подключает - конечно же, Говорухина:

- Знаешь, мне тут Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда-в Парижск уезжаю.

Встретились все вместе, договорились в общих чертах: надо делать режиссерский сценарий телефильма в нескольких сериях. Вайнеры с Говорухиным займутся этим в Переделкине.

После Парижа Высоцкий к ним туда наведывается и даже вносит свой вклад в работу над сюжетом. Там в конце есть эпизод, когда Шарапову нужно выбраться из бандитского логова - перед тем, как всю эту шайку повяжут. А что если там, в подвале, он увидит на двери фотографию любимой девушки, Вари, - таким будет поданный ему товарищами знак? Предложение принято.

Дело движется быстро, и суть картины будет не детективная. Это будет послевоенное московское "ретро", с коммунальной квартирой, продовольственными карточками, музыкой перед сеансом в кинотеатре. Точность в деталях, в одежде персонажей. И главное - атмосфера их детства, все то, о чем Высоцкий рассказал в песне, посвященной Аркадию Вайнеру:

Ах, черная икорочка

Да едкая махорочка!..

А помнишь - кепка, челочка

Да кабаки до трех?..

А черенъкая Норочка

С подъезда пять - айсорочка?

Глядишь - всего пятерочка,

А вдоль и поперек...

А помнишь - вечериночки

У Солиной Мариночки,

Две бывших балериночки

В гостях у пацанов?..

Сплошная безотцовщина:

Война, да и ежовщина, -

А значит - поножовщина,

И годы - до обнов...

Утверждение на роль прошло сравнительно легко. Говорухин воспользовался старым, проверенным способом: пригласил на пробы параллельно с Высоцким заведомо неконкурентоспособных соперников, и они благополучно провалились. Да и вообще имя Высоцкого как будто перестает быть для киноначальников слишком одиозным. Терпение и труд все перетрут - и вражду, и зависть, только вот времени мало... Насколько вечно наше киноискусство - вопрос дискуссионный, а вот то, что жизнь коротка, - бесспорно.

Март и апрель до отказа наполнены театральной и концертной работой. В Москве - выступления в Бауманском училище, в редакции "Известий". Подмосковье. Украинские города Шостка и Сумы (вместе с Ваней Бортником, читающим стихи из таганских спектаклей). Кривой Рог (двенадцать концертов за три дня). Череповец (семнадцать концертов за пять дней). Белгород. Снова Украина, где в Запорожье с 28 по 30 апреля тринадцать выступлений, а потом еще и первого мая сколько-то раз - точно уже никто не помнит. "Статистика знает все", - говорили Ильф и Петров, но в данном случае афоризм не работает.

Десятого мая в Одессе начинаются съемки "Эры милосердия". Это событие совпало с днем рождения Марины. На нее вдруг находит тревога, и она начинает убеждать Высоцкого, что этот фильм ему не нужен, что он укоротит ему жизнь. И Говорухина уговаривает его отпустить, заменить кем-нибудь другим. На минуту и сам Высоцкий поддается слабости: "Мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!" На самом деле не думает он так: не работа убивает, а ощущение безнадежности. Жеглов как раз сейчас может вытащить. Это будет не стандартный советский милиционер, не "мент", а персонаж вроде бальзаковского Вотрена: сам из "бывших", досконально знает воровскую среду. В сценарии этого нет, но можно же такой подтекст чисто психологически протащить. Плюс возможность закольцевать творческую биографию, сомкнуть эту работу со своими ранними, "блатными" песнями, показать всем, откуда они выросли. Пожалуй, "Баллада о детстве" вполне подходит, чтобы прозвучать за кадром. И еще можно написать о конце войны... Да, какие сомнения - сам весь этот сыр-бор затеял, сам кашу заварил. Расхлебаем!

А сорокалетие Марины отметили наилучшим образом: стенгазету ребята ей сделали - в общем, все путем. Говорухин пообещал, что будет беречь Высоцкого, что организует ему самый щадящий режим.

С тем и вернулись в Москву, где вдвоем с Золотухиным отчитывались за подготовку спектакля, идея которого возникла еще в прошлом году. Таганские актеры часто выступают в разных аудиториях - и с фрагментами из спектаклей, и с номерами собственного изобретения. И не только Высоцкий имеет что показать. Золотухин, Межевич, Дыховичный здорово поют. Леня Филатов сочиняет классные пародии, они и в журналах печатаются, и звучат неотразимо, особенно когда он заикание Роберта Рождественского имитирует: "Может, это прозвучит резко. Может, это прозвучит дерзко. Но в театры я хожу редко, а Таганку не люблю с детства"... Ну и еще кое-что у кой-кого имеется. И все это хорошо соединяется. Не просто капустник, а довольно стройное зрелище, хотя и с гибкой структурой, со сменяемыми номерами. Любимов решил, что незачем это превращать в отхожий промысел, раз работа профессиональная - пусть идет под таганской эгидой. Сначала назвали это "Срезки", потом решили, что это какое-то самоуничижение. Остановились на выражении "В поисках жанра". Тем более что Вася Аксенов недавно написал произведение, которое похоже называется - "Поиски жанра", причем и подзаголовок имеет такой же - "Поиски жанра". Там у него "жанр" - это некий новый синтетический вид искусства: и театр, и музыка, и ритуальное таинственно-магическое действо.

Двадцать второго июня "Поиски жанра" дебютируют на таганской сцене. Высоцкий начинает с песни "Мы вращаем Землю", потом звучат еще несколько вещей. Потом можно будет варьировать состав, вставлять и старое, и новое.

А с 19-го по 21-е и с 26 по 30 июня Высоцкий работает в Одессе в качестве режиссера. Говорухин отбыл на фестиваль в ГДР, поручив исполнителю роли Жеглова его подменить и отснять четыреста полезных метров. Тот берется за дело и справляется с задачей в два раза быстрее, чем положено. Просто темп у него такой: с места в карьер, без раскачки, начинать прямо с утра - и без лишних перекуров снимать до вечера. "Он нас замучил", - жалуется потом народ Говорухину - не то в шутку, не то всерьез.

Фильм задуман толково, и успех его как бы заранее включен в смету. Сейчас в моду входит всяческое "ретро" - послевоенная пора видится в романтической дымке, как время, когда все верили, надеялись, любили. Старшее поколение уже успело забыть и про борьбу с космополитами, и про волну повторных арестов в конце сороковых-роковых. А молодежь клюнет на это как на экзотику: смешные шмотки, коммерческие рестораны с танцами. Противостояние "полицейских" и "воров" - надежная американская схема. И, как в американском кино, безупречный "кастинг", то есть подбор исполнителей. Звезда на звезде... В мужском составе - Гердт, Юрский, Джигарханян, Белявский, Евстигнеев, Куравлев, Садальский. В женском - Фатеева, Светличная, Удовиченко, Заклунная, да и дебютантка Данилова, играющая Синичкину, очень хороша и перспективна. И над всем этим великолепием будет возвышаться наш советский Бельмондо, наш московский Бронсон. Жанр такой, такое амплуа суперзвездное. Если капитан Жеглов не станет легендарной фигурой - значит, провал, брак. Поэтому и Высоцкий должен выложиться до донышка, и все должны на него работать. Не лично на Высоцкого, а на мифологическую персону Жеглова.

Из порядочного и интеллигентного Шарапова никак не могло такой персоны получиться. Так что играющему эту роль Владимиру Конкину выпало петь явно вторым голосом в дуэте с Высоцким. Жеглов и Шарапов по сюжету слишком тесно связаны, как хлеб с колбасой в бутерброде. Естественно, Жеглов - это ломтик колбасы, а Шарапов всего-навсего хлебушек. Конкин отличился когда-то в роли Павки Корчагина, и здесь у него персонаж примерно настолько же ходульный, нарисованный, мало общего имеющий с реальной жизнью. В него если и поверит зритель, то благодаря хрипловатому обращению "Шар-рапов!", звучащему из уст Вы-соцкого-Жеглова. В общем, Конкину туговато приходится - Высоцкий работает жестко, безжалостно, энергией не делится ни чуточки.

В одной сцене он не только Конкина задавил, но и блистательного Юрского, исполнителя роли благородного Груздева, обвиненного в убийстве жены на более чем сомнительных основаниях. Чисто энергетически задавил, нисколько не сообразуясь с логикой сценария. Груздев смотрится бесхребетным мямлей, Шарапов - бесцветным статистом, а чуть было не погубивший невинного человека Жеглов, этот наглый энкавэдэшник сталинского стиля, - и здесь красавец и любимец публики. Это что же получается? Вместо мечты об "эре милосердия" - фактическое оправдание эры беззакония?

Да бросьте, ребята, если вам нужна жизненная правда - почитайте "Архипелаг ГУЛАГ", там здорово написано о восстании заключенных, которое было подавлено в лагере - где-то на территории Казахстана - как раз в тот день, когда памятник Юрию Долгорукому в Москве торжественно открывали. Жестокость Жеглова - это семечки по сравнению с общим масштабом советского террора. Кошелек он, понимаешь, карманнику засунул как улику! Рассеянному профессору пытался пришить убийство бывшей жены! Нет, не Жеглову символизировать советскую юстицию, оперировавшую миллионами жертв. Да такие, как он, не в меру темпераментные "легавые", водятся во все времена и во всех странах. Опять-таки скажу: Бельмондо. Вот мы и играем легкую нравоучительную историйку, где на первом плане очаровательный "коп" или "флик" с неотразимо-отрицательным обаянием. Не буду я из Жеглова лепить подлеца, уж извините. Вам всем еще жить и играть, а я-то уже выхожу на последние поклоны. Как Вася Шукшин с его "Калиной", только у нас, надеюсь, не так слюняво получится, а с юмором и с артистизмом...

Десятого июля на радио состоялась премьера блоковской "Незнакомки" в постановке Эфроса. Своеобразная постановка. Сам режиссер читает текст от автора и несколько стихотворений, добавленных сверх пьесы, - сдержанно, без театральности. Музыка Никиты Богословского - модернистская, с мистическим налетом, на грани лиризма и гротеска. Незнакомка - Ольга Яковлева, а в роли Поэта - Высоцкий, ведущий свою интонационную партию на полутонах, с аристократической сдержанностью. Этот спектакль выйдет еще альбомом из двух пластинок.

А Высоцкий - опять на Запад. Отъехав от Москвы километров пятьсот, "мерседес" занемог: разрыв переднего колеса с повреждением дна автомобиля. На одну фару окривел родимый. Вот к чему приводят песенные пророчества владельца: машины у него не метафорически, а впрямь становятся живыми и по-человечески уязвимыми. В Кельне определили автомобиль на двухмесячное лечение, Марина полетела в Лондон, а Высоцкий поездом в Париж. Там в небольшом журнальчике "Эхо" публикуются две песни с посвящением Шемякину: "Купола" и свежесочиненный рассказ о прошлогоднем их с Мишкой загуле:

Открытые двери

Больниц, жандармерий -

Предельно натянута нить, -

Французские бесы -

Большие балбесы,

Но тоже умеют кружить.

И на этот раз бесы тоже успели их по Парижу поводить, было дело - тем более что прибытие совпало с национальным праздником, Днем взятия Бастилии, три дня подряд ликовал француз с плясками и петардами. Досочинил письмо Ване Бортнику - первая заготовка этой песни с новаторской рифмой "в Париже" - "пассатижи" появилась еще три года назад, а "с француженкою шашни" и "с Эйфелевой башни" - эта шуточка родилась еще во время самой первой поездки. Теперь появилось начало:

Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу -

И то, что слышу, и то, что вижу, -

Пишу в блокнотик, впечатлениям вдогонку:

Когда состарюсь, издам книжонку..

И конец:

Проникновенье наше по планете

Особенно заметно вдалеке:

В общественном парижском туалете

Есть надписи на русском языке!

Отправились с Мариной на остров Муреа, а потом на Гавайские острова - сорок девятый, что ли, из Соединенных Штатов Америки. На бланке отеля "Aimeo" записал две строчки будущей песни "Летела жизнь" - от имени такого сверхсобирательного персонажа, который живет везде, все повидал и всех знает:

Объединили немцев и чеченов

В один совхоз "Заветы Ильича".

В Нью-Йорке Виктор Шульман взялся за организацию серии концертов Высоцкого в США и Канаде - договорились на зиму следующего года.

Тридцатого августа Высоцкий в Москве. Из приятных новостей - в журнале "Химия и жизнь" опубликовано "Черное золото". Тут же приходится писать новое заявление в ОВИР, чтобы в Париже встретиться с Шульманом для обсуждения деталей будущих американских гастролей. В ОВИРе требуют расписаться, что он "предупрежден о выезде только во Францию": на его самовольные прогулки за океан тут смотрят сквозь пальцы, но неприятностей никто не хочет. На этот раз, однако, вся поездка умещается в неделю - с середины сентября и театральный сезон начинается, и съемки "Эры милосердия".

Для фильма он написал песню "О конце войны", но Говорухин про нее и слышать не хочет, как и про "Балладу о детстве". Это же, говорит, будет петь никакой не Жеглов, а Высоцкий. Пусть и за кадром споет - все равно выйдет полное разрушение образа. Наверное, он прав, но жалко, что такая картина останется без единой песни.

Но одной привилегии Высоцкий добился - это не носить милицейского мундира. Кепка, коричневый пиджак с орденом Красной Звезды на лацкане - только таким будет Жеглов из серии в серию. Очень этим недоволен был консультант картины - милицейский генерал. Чтобы бросить ему кость, придумали домашнюю сцену, где Жеглов перед Шараповым разок в форме появляется, а потом садится за фортепьяно и напевает Вертинского. А в целом получается очень недурственно, и главный герой нашей эпопеи уже зажил своей жизнью, на ходу рождается множество штрихов и подробностей. Во время съемок иногда набегает толпа будущих зрителей, которым уже сейчас не терпится взглянуть на Высоцкого без посредства телеэкрана.

В сентябре-октябре - два турне по Северному Кавказу. Сначала вместе с Севой Абдуловым неделю работали в Ставрополе, выступили в Пятигорске и Кисловодске. Потом - Грозный, Орджоникидзе, Махачкала. В столице Чечено-Ингушской республики концерты проходили на стадионе для ручных игр. Там-то и прозвучала впервые новая песня "Летела жизнь":

Я сам с Ростова, я вообще подкидыш -

Я мог бы быть с каких угодно мест, -

И если ты, мой Бог, меня не выдашь,

Тогда моя Свинья меня не съест.

Живу - везде, сейчас, к примеру, - в Туле.

Живу - и не считаю ни потерь, ни барышей

Из детства помню детский дом в ауле

В республике чечена-ингушей.

Они нам детских душ не загубили,

Делили с нами пищу и судьбу.

Летела жизнь в плохом автомобиле

И вылетала с выхлопом в трубу.

На этих словах к площадке подлетает народный артист СССР Махмуд Эсамбаев в неизменной папахе и в элегантном белом костюме. Опускается на колени с криком: "Володя, ты сам не понимаешь, какую ты песню написал!"

С тех пор как Хрущев вернул чеченцев и ингушей из Сибири и Казахстана в родные места, прошло немного времени - каких-нибудь двадцать лет. Но ни говорить вслух, ни писать об этом не разрешается - у народа украли историю.

И вдруг обо всем этом открытым песенным текстом, без намеков и аллегорий, без пафоса, а с грубоватой, но добродушной фамильярностью повествует человек совершенно не кавказского происхождения:

Воспоминанья только потревожь я -

Всегда одно: "На помощь! Караул!.. "

Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,

А место битвы - город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,

Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, -

Те и другие были не отсюда,

Но воевали - словно за себя

А те, кто нас на подвиги подбили,

Давно лежат и корчатся в гробу, -

Их всех свезли туда в автомобиле,

А самый главный - вылетел в трубу.

Поняли они, кто под "самым главным" имеется в виду? Ведь даже не из осторожности он так Сталина назвал, а чтобы презрительнее о нем, о всех этих высказаться. Но у слушателей души уже переполнены - минут десять они аплодируют стоя, многие плачут... Да, одно слово правды весь мир перетянет. И никто не докажет никогда, что поэзия и правда - вещи разные.

Слово Высоцкого потихоньку выбирается на печатные страницы - но все в каких-то странных, двусмысленных формах. Вышла книга Александра Штейна "Пьесы", и там, внутри "Последнего парада", имеют место "При всякой погоде... ", "Песня Геращенко", "Утренняя гимнастика", "Вот некролог, словно отговорка... ", "Один музыкант объяснил мне пространно... " и "Корабли постоят... ". Значит, эти тексты не запрещены? Почему же нельзя из них сделать подборку и напечатать в журнале за подписью законного автора? Слово "Высоцкий" по-прежнему "непро-хонже"?

Да нет вроде. В журнале "Знамя" напечатана повесть Виктории Токаревой "Неромантичный человек". Там какие-то люди собирают фольклор и допрашивают с этой целью деревенскую бабку. А она им запевает: "А у тебя, ну правда, Вань... "

"- Бабушка, - деликатно перебил Чиж. - А теперь что-нибудь старинное спойте, пожалуйста. То, что ваша мама пела или бабушка, например.

- Так это и есть старинное, - возразила Маланья. - Это мой дед еще пел...

- Нет, бабушка. Это современное. Это слова Высоцкого.

- Так, может, мой дед его и знал".

Смех смехом, а ведь никак не объяснено советскому читателю, какой-такой Высоцкий имеется в виду. А пару месяцев назад на страницах еще более авторитетного журнала "Новый мир", в "Поисках жанра" Василия Аксенова, можно было прочесть буквально следующее:

"Открыты Дели, Лондон, Магадан,

Открыт Париж, но мне туда не надо! -

пел Алик хриплым голосом, почти как оригинал".

"Оригинал" - это, конечно, приятно. Но, уважаемый редактор, вы абсолютно уверены, что все триста тысяч ваших читателей знают эти строки, и они не нуждаются в комментариях?

Аксенов, кстати, с двумя молодыми ребятами затеял какой-то альманах под названием "Метрополь". Делается это не там, а здесь, но без соавторства дорогой нашей цензуры. И не "самиздат" кустарный, а солидное издание, объединяющее авторов, и знаменитых, и малоизвестных, членов Союза писателей и открытых диссидентов. Участвуют еще Битов, Искандер, Ахмадулина Белла. Вознесенский что-то дает, хотя ему и нелегко найти в своем столе неопубликованный текст. Компания приличная, и, когда они Высоцкого позвали, он согласился, хотя и с оговоркой, что даст ранние вещи - своим последним песням он не хочет отрезать дорогу к публикации в подцензурной печати.

Готовить подборку ему было как-то недосуг, дал им сам-издатскую книжку, подаренную одним коллекционером, а там взялись за дело круто, потом пригласили посмотреть, что получается. Художник Мессерер, муж Беллы, изготовил книжный макет гигантского размера, на каждом листе расклеено по несколько страниц машинописи. Решено сделать восемь огромных экземпляров и предъявить литературной общественности - такой вот театральный жест. Хорошо, что Женя Попов (симпатичный молодой писатель, автор веселых парадоксальных рассказов, которые похвалил Шукшин) успел показать всю эту грандиозную конструкцию Высоцкому: как это часто бывает, под его именем туда проникла пара фольклорных текстов. Быстренько переделали, переклеили, теперь там "все свое" - в основном старое, кончая где-то "Горизонтом", из позднейшего - стихи о Шукшине и "Диалог у телевизора".

Затея рискованная, почти отчаянная, но чем черт не шутит - вдруг да сдвинется цензурная твердыня на сантиметр-другой...

Говорухинский фильм продолжает сниматься - то в Москве, то в Одессе, где Слава еще раз давал Высоцкому "порулить". Картина переименована: теперь у нее детективное название "Место встречи изменить нельзя". Ближе и к сути сюжета, и к расстановке характеров. Получается на редкость свежо и динамично. Наверное, будет пробуксовывать серия без Высоцкого - там, где Шарапова забрасывают в бандитское логово; кстати, психологические мотивировочки там малость прихрамывают. Но к финишу Жеглов все равно придет первым.

А тут нежданно-негаданно является пушкинский Дон Гуан - причем сразу в двух ипостасях. Эфрос будет делать "Каменного гостя" на радио и Высоцкого, конечно, на главную роль взять думает. И Швейцер, затеявший "Маленькие трагедии" в нескольких сериях, пригласил на пробы, которые проходят одиннадцатого декабря. Картина делается как единое целое, в нее включены "Египетские ночи", выполняющие роль композиционной рамы: все сюжеты как бы вырастают из фантазии импровизатора, которого играет Юрский. Это любимый актер Швейцера, он и его рассматривал в качестве возможного Дон Гуана, но в итоге остановился на Высоцком. И сложностей с утверждением как будто не предвидится. Да еще предлагают Мефистофеля в "Сцене из "Фауста"" - стоит ли две роли играть, тут не театр все-таки.

Так или иначе, это настоящая творческая радость. И в трактовке героя у них со Швейцером полное взаимопонимание. Дон Гуан - это прежде всего поэт, это входит в структуру образа, отражается в речи, во всем облике. И это - сам Пушкин, знавший игру страстей, но чуждый какой бы то ни было низости. Он всегда прав и всегда победитель, даже в минуту гибели. Роль эта может стать последней точкой, а может обернуться и началом новой актерской жизни. И первые двадцать лет окажутся черновиком и разбегом...

Оксана моложе его как раз на двадцать лет - или на двадцать один. Познакомились, когда ее с подругой привел в театр Смехов. Бывала она здесь и раньше, видела "Гамлета". Он тут же ее пригласил на ближайшие "Десять дней", а она ответила, что в этот вечер идет на Малую Бронную. Ну, на Бронную он и подъехал к концу спектакля. Так все и началось...

Дон Гуана возрождает любовь. Но считать, что впервые по-настоящему он испытал это чувство, встретив Дону Анну, - упрощение. Любил он и бедную Инезу с черными глазами, и "коллегу" по искусству Лауру, такую же артистичную, раскованную и "отвязанную", как он сам. Любовь является ему в разных обличьях, и все его любовницы общим числом 1001 (такая, кажется, статистика) вместе составляют Женщину с большой буквы. Всякий раз встреча с Любовью - это уход от смерти. Любовь есть благо, благодать, что и означает имя "Анна". Этот смысл Пушкин точно имел в виду, поскольку к одной реальной Анне обращался с эпиграммой "Нет ни в чем вам благодати... ".

"На совести усталой много зла, быть может, тяготеет. Так, разврата я долго был покорный ученик, но с той поры, как вас увидел я, мне кажется, я весь переродился. Вас полюбя, люблю я добродетель... " Значит ли это, что Дон Гу-ан готов "перевоспитаться", жениться и стать добропорядочным господином? Нет, конечно. "Добродетель" на его языке не мораль означает, а добро, которым движется жизнь. И воплощением всего светлого для него в этот момент стала Анна.

Командор - не кара, не возмездие, а Смерть, вызов которой он бросал столько раз. Придет эта статуя, никуда не денется, и все равно будет страшно... Одно утешение - умереть влюбленным, с именем своей Доны на устах... Дон Гу-ан - формула настоящего мужчины, в котором в итоге примиряются жажда разнообразия и способность к единственной любви.

Роль большого масштаба, много своего можно в нее вложить. Но весь в нее, однако, не вместишься, поскольку любовь - это еще не вся жизнь.

Двадцать шестого декабря - прогон "Преступления и наказания". До этого Высоцкий только дважды репетировал в спектакле. В зале сидит Смоктуновский, играющий у Швейцера Сальери. (В роли Моцарта теперь Золотухин, а сам Смоктуновский тоже был Моцартом лет двадцать назад, но только в фильме-опере. ) Намного нас старше, а выглядит отлично, подтянуто. Любезно-коварная улыбка с множеством оттенков и полутонов. Интонация, незаметно переходящая от елейности к издевке.

Его называют Гамлетом шестидесятых, считая, что Высоцкий у него как бы эстафету принял. Но самая крупная роль Смоктуновского - Порфирий Петрович в фильме Кулиджанова. Там он начисто переиграл Тараторкина-Расколь-никова и Копеляна-Свидригайлова. Вообще у Достоевского все персонажи из одного вещества, раздвоение между добром и злом - в каждом. А в театре и кино нельзя обойтись без лидера, премьера. И тут есть свобода в том, кого выбрать в главные, кто все понимает, как сам Достоевский. И в этом смысле Высоцкий кое-что взял от киношного Порфирия. В таганском Свидригайлове - весь спектр человеческий: низость и великодушие, азарт желаний и широта ума. И Дон Гуан тоже в нем по-своему отозвался - жаждой жизни, которая делает его не мрачным мономаном, не фанатиком самоубийства, а полнокровным человеком, готовым к возрождению и обновлению вплоть до рокового выстрела.

Готовность к смерти не есть какая-то исключительная доблесть. Можно сказать, что для взрослого мыслящего человека - это нормальное свойство. Все религии в сущности направлены на воспитание в людях такой духовной зрелости. Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе, - что-то вроде этого сказал один француз.

А свобода - тема бесконечная.

С тех пор как Высоцкий перешел со смертью на ты, впустил ее в ежедневные мысли свои, во все песни и во все роли, - у него с этой дамой в черном идет непрерывный диспут-диалог. Дескать, твое приглашение принято, но позволь уж мне уладить здесь кое-какие дела. А порой приходят и дерзкие мысли: а что если изменить этой стерве, улизнуть от нее самым бесстыжим образом? Как она, собственно, может отомстить?

Об этом - баллада "Райские яблоки", впервые спетая где-то в конце семьдесят восьмого. Уже в первых четырех строках обобщено все, что прежде было надумано и написано Высоцким на загробную тему. Здесь и решительное отрицание самоубийства, и готовность к смерти внезапной, как гибель, и спокойное знание о запоздалом посмертном признании:

Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем, -

Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом:

Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, -

Не скажу про живых, а покойников мы бережем.

Никакого тебе ада, чистилища, все попадают прямиком в рай, только он оборачивается лагерем:

Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:

Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел.

И среди ничего возвышались литые ворота,

И огромный этап - тысяч пять - на коленях сидел.

Словечко "беспредел" он услышал от Вадима Туманова, и тот объяснил, что этот лагерный термин обозначает страшный момент, когда все бандитские законы, соглашения и договоры отменяются и каждый может убивать любого. Но Высоцкому захотелось придать этому слову иное значение - мертвой бесконечности.

Впрочем, и изначальный смысл сохранился, он развернут сюжетно. "Беспредел" состоит в том, что и покойника могут убить, если он покусится на пресловутые райские яблоки, которыми когда-то Ева с Адамом неосторожно полакомились. Живой человек, он и в загробном мире запретов не станет соблюдать, за что по тупым райским законам ему полагается вторичная смерть:

Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок...

Но сады сторожат - и убит я без промаха в лоб.

Смерть отрицает саму себя. Если тебя смерть не принимает - то что же остается?

И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых, -

Кони просят овсу, но и я закусил удила.

Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок

Для тебя я везу: ты меня и из рая ждала!

Кто ждет райских яблок от него - Марина ли, Оксана? Да нет, это "ты" означает женщину по имени Жизнь, с которой отнюдь не до конца выяснены отношения.


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:25     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Юрий Верзилов


Редактор

"Врубите Высоцкого!"
А.В.

О певце ни стихов, ни заметки
Не отыщешь в газетном столбце.
Мой редактор глотает таблетки
И вздыхает, мрачнея в лице.

Не податься ль куда на вакантное?
Понимает, не глуп старина,
Почему у могилы в Ваганьково
Сорок суток дежурит страна.

Стыдно старому думать, что скоро
Каждый и без печати поймет,
Что не просто певца и актера
Так чистейше оплакал народ.

Мало ль их, что играют играючи,
Что поют и живут припеваючи?
Нет! Ушел надорвавшийся гений,
Раскаляющий наши сердца,
Поднимающий трусов с коленей
И бросающий в дрожь подлеца.

Как Шукшин, усмехнувшись с экрана,
Круто взмыл он в последний полет.
Может, кто--то и лучше сыграет,
Но никто уже так не споет...

Уникальнейший голос России
Оборвался басовой струной.
Плачет лето дождями косыми,
Плачет осень багряной листвой.

На могиле венки и букеты
О народной любви кричат.
А газеты? Молчат газеты!
Телевизоры тоже молчат.

Брызни, солнышко, светом ярким!
Душу выстудил крик совы.
Вознесенский прекрасно рявкнул!
Женя, умница, где же вы?

Подлость в кресле сидит, улыбается,
Славу, мужество -- все поправ.
Неужели народ ошибается,
А дурак политический прав?

...Мы стоим под чужим окном,
Жадно слушаем, рты разинув,
Как охрипшая совесть России,
Не сдаваясь, кричит о своем.

начало сентября 1980 г.

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:30     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Владимир Высоцкий. Дельфины и психи

"...Доктор! Я не хочу этого лекарства, от него развивается импотенция.
Нет развивается, нет развивается, нет развивается! Нет, нет, нет! Ну,
хорошо, только в последний раз! А можно в руку?! Искололи всего, сволочи, иголки некуда сунуть..."


http://lib.ru/WYSOCKIJ/delfin.txt

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:30     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
То, что по ОРТ поют ...
пипппец...
шАбаш..
_________________
Интересно, все ли знали-слышали за эту песню: "Летела жизнь"?!


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:33     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Прилагаю без сокращений, БОМБА.



Неизвестный автор


Посмертное письмо

>>"Ilya R.Nuretdinov" :
>>Это наверное, чьс-то посвящение Высоцкому, написанное от его имени.
>"Isupov A.Yu." :
>Похоже на то, и в vysotck5 оно стоит самым последним, т.е. в разделе "о нем",
>но там оно без указания автора - а хотелось бы его выяснить... Оставить,
>кто-нибудь прокомментирует ?..

Поднимитесь, люди, спозаранку,
Шофера и милиционеры!
Всех зову сегодня на Таганку -
Я в своей последней роли первый.

Ни один дублер не согласится
Заменить меня в моей последней роли,
Даже схимник в грубой власянице
Отречется от подобной доли.

Заходите в наш театр без билета!
Пропуск на сегодня всем заказан!
Открываю двери с того света
Всем, кто хочет, всем, кто может, сразу!

Кто со мною ласков был, спасибо!
Кто со мною вежлив был, спасибо!
Кто со мною нежен был, спасибо!
Ото всех других - других спасите!

Мой спектакль будет без антракта
И без слов - прошу, не обессудьте,
С жизнью я закрыл свои контакты,
Дорогие дышащие люди!

Все в далеком будущем - коллеги,
И никто не знает, как случится,
Буду провожать вас на телеге,
А, быть может, и на колеснице.

Мой спектакль будет без финала,
Я не поклонюсь вам, извините,
На меня накиньте покрывало
И от суеты сует спасите.

Добрая моя святая труппа,
Не сердитесь, вас подвел немного.
Говорят, что взятки гладки с трупа,
Безвозвратной ухожу дорогой.

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:36     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
N_onE, эта?


ЛЕТЕЛА ЖИЗНЬ

Я сам с Ростова, а вообще подкидыш -
Я мог бы быть с каких угодно мест, -
И если ты, мой Бог, меня не выдашь,
Тогда моя Свинья меня не съест.

Живу - везде, сейчас, к примеру, - в Туле.
Живу - и не считаю ни потерь, ни барышей.
Из детства помню детский дом в ауле
В республике чечено-ингушей.

Они нам детских душ не загубили,
Делили с нами пищу и судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Я сам не знал, в кого я воспитаюсь,
Любил друзей, гостей и анашу.
Теперь чуть что, чего - за нож хватаюсь, -
Которого, по счастью, не ношу.

Как сбитый куст я по ветру волокся,
Питался при дороге, помня зло, но и добро.
Я хорошо усвоил чувство локтя, -
Который мне совали под ребро.

Бывал я там, где и другие были, -
Все те, с кем резал пополам судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетела с выхлопом в трубу.

Нас закаляли в климате морозном,
Нет никому ни в чем отказа там.
Так что чечены, жившие при Грозном,
Намылились с Кавказа в Казахстан.

А там - Сибирь - лафа для брадобреев:
Скопление народов и нестриженных бичей, -
Где место есть для зеков, для евреев
И недоистребленных басмачей.

В Анадыре что надо мы намыли,
Нам там ломы ломали на горбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Мы пили все, включая политуру, -
И лак, и клей, стараясь не взболтнуть.
Мы спиртом обманули пулю-дуру -
Так, что ли, умных нам не обмануть?!

Пью водку под орехи для потехи,
Коньяк под плов с узбеками, по-ихнему - пилав, -
В Норильске, например, в горячем цехе
Мы пробовали пить стальной расплав.

Мы дыры в деснах золотом забили,
Состарюсь - выну - денег наскребу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Какие песни пели мы в ауле!
Как прыгали по скалам нагишом!
Пока меня с пути на завернули,
Писался я чечено-ингушом.

Одним досталась рана ножевая,
Другим - дела другие, ну а третьим - третья треть...
Сибирь, Сибирь - держава бичевая, -
Где есть где жить и есть где помереть.

Я был кудряв, но кудри истребили -
Семь пядей из-за лысины во лбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетела с выхлопом в трубу.

Воспоминанья только потревожь я -
Всегда одно: "На помощь! Караул!.."
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы - город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, -
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя.

А те, кто нас на подвиги подбили,
Давно лежат и корчатся в гробу, -
Их всех свезли туда в автомобиле,
А самый главный - вылетел в трубу.
1977 © Владимир Высоцкий
/Vladimir Visotsky/

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:45     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Леонид Филатов:
Если быть абсолютно правдивым, а не задним числом подмалевывать ситуацию, то у меня такого "ах!" не было. Скорее, разочарование: невзрачный, невысокий, и нельзя сказать, что ошеломляющий артист... Нужны были годы наблюдений, как работает Владимир, и даже не то, как он работает, а эта странная магия рифмованной речи... Вроде бы автономное существование на сцене, как бы без партнеров, хотя на самом деле он был очень хорошим партнером... Тогда я не пускал в голову одной вещи — что это уникальный организм. Именно целостный организм, потому что он содержал в себе мощного поэта... Человека, который знает по себе, что такое просидеть над листом целую ночь. Он настолько уважал слово, что не мог проборматывать. Поэтому у Володи такие замечательные записи — качество пленки ужасное, а слова округлые, точные, внятные, ясные, договоренные до конца. Или — "Место встречи изменить нельзя". Он проговаривает очень внятно и быстро огромную фразу, и вдруг какой-то удар! Когда он кричит: "Шарапов!" И в этом невероятная мощь, это продукт Высоцкого — оратора и поэта. Разработанная глотка, разработанные губы... Не случайно он был таким замечательным характерным артистом — об этом мало кто знает... Как он показывал разные типы, национальные говоры всевозможные! У него была просто бездонная шкатулка образов, которые он нигде практически не сыграл. Только в песнях.

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:46     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
Clone писав:N_onE, эта?


ЛЕТЕЛА ЖИЗНЬ

Я сам с Ростова, а вообще подкидыш -
Я мог бы быть с каких угодно мест, -
И если ты, мой Бог, меня не выдашь,
Тогда моя Свинья меня не съест.

Живу - везде, сейчас, к примеру, - в Туле.
Живу - и не считаю ни потерь, ни барышей.
Из детства помню детский дом в ауле
В республике чечено-ингушей.

Они нам детских душ не загубили,
Делили с нами пищу и судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Я сам не знал, в кого я воспитаюсь,
Любил друзей, гостей и анашу.
Теперь чуть что, чего - за нож хватаюсь, -
Которого, по счастью, не ношу.

Как сбитый куст я по ветру волокся,
Питался при дороге, помня зло, но и добро.
Я хорошо усвоил чувство локтя, -
Который мне совали под ребро.

Бывал я там, где и другие были, -
Все те, с кем резал пополам судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетела с выхлопом в трубу.

Нас закаляли в климате морозном,
Нет никому ни в чем отказа там.
Так что чечены, жившие при Грозном,
Намылились с Кавказа в Казахстан.

А там - Сибирь - лафа для брадобреев:
Скопление народов и нестриженных бичей, -
Где место есть для зеков, для евреев
И недоистребленных басмачей.

В Анадыре что надо мы намыли,
Нам там ломы ломали на горбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Мы пили все, включая политуру, -
И лак, и клей, стараясь не взболтнуть.
Мы спиртом обманули пулю-дуру -
Так, что ли, умных нам не обмануть?!

Пью водку под орехи для потехи,
Коньяк под плов с узбеками, по-ихнему - пилав, -
В Норильске, например, в горячем цехе
Мы пробовали пить стальной расплав.

Мы дыры в деснах золотом забили,
Состарюсь - выну - денег наскребу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Какие песни пели мы в ауле!
Как прыгали по скалам нагишом!
Пока меня с пути на завернули,
Писался я чечено-ингушом.

Одним досталась рана ножевая,
Другим - дела другие, ну а третьим - третья треть...
Сибирь, Сибирь - держава бичевая, -
Где есть где жить и есть где помереть.

Я был кудряв, но кудри истребили -
Семь пядей из-за лысины во лбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетела с выхлопом в трубу.

Воспоминанья только потревожь я -
Всегда одно: "На помощь! Караул!.."
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы - город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, -
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя.

А те, кто нас на подвиги подбили,
Давно лежат и корчатся в гробу, -
Их всех свезли туда в автомобиле,
А самый главный - вылетел в трубу.
1977 © Владимир Высоцкий
/Vladimir Visotsky/

Да.
Я её на 5-й или 6-й странице запостил. И ссылку дал на мр3 -- звук скачать.


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:50     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
ЛЕТЕЛА ЖИЗНЬ
звук.

http://ityouth.ru/load/0-0-0-29-20
У кого нет песни
скачать можно:
логин --
Nona
пароль --
Nona


Думаю, что запрет негласный есть в раше сейчас на эту песню...


Востаннє редагувалось 27 січня 2009, 00:09 користувачем N_onE, всього редагувалось 1 раз.

Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:55     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Леонид Филатов: менялся ли Высоцкий в роли Гамлета?
Менялся, и очень сильно. Поначалу он этой роли боялся. На столько боялся, на сколько ее хотел и на сколько потом ею дорожил. Это единственный спектакль, который он не отдавал никому. Очень ревниво относился, если кто-то репетировал... Периодически Володя заболевал или что-то такое, Любимов говорил: "Все — вводится новый артист! Надо проучить, хватит, я долго терпел!" Но, конечно, это была мера воспитания, потому что он Володю обожал и без него спектакля не представлял. Мистически совпало: упадок театра со смертью Владимира. Как-то сам Любимов потерял интерес к жизни и к работе. Очень во многом стал разочаровываться.

А что касается "Гамлета", то Володя играл его в любом состоянии. И были великие спектакли, когда он сильно болел, — у него почти инфаркт был... Прилетел из-за границы в Варшаву и играл Гамлета, вот тогда стало понятно... Осталась только его энергетика, но она выражалась не в Володином рычащем голосе, не в какой-то внешней энергии, а в глазах и в быстром проговаривании, почти шепотом... Конечно, это и от болезни, но за этим была усталость и мудрость прожитой жизни. И как страшно, что великие прозрения начинаются перед самым концом...

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 25 січня 2009, 23:56     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
Леонид Филатов:
В Тбилиси мы разговаривали незадолго до его смерти. Он говорит: "Ну а что петь?" — перед очередным концертом советуясь с Валерой Золотухиным и со мной. Я отвечаю: "Мне нравятся все твои сатирические, смешные песни, масочные, социальные. А стилизации я бы пел во вто-рую очередь" — "Что именно?" — "Ну, вот "Кони привередливые"... Я ведь с ним — как живой с живым, с товарищем, с современником... А он так простодушно говорит: "Мне хочется иногда спеть такое..." — "Да, конечно, но в этом есть, как мне кажется, какой-то вычур". Но прошло менее года, Володи не стало, и когда была запущена на улице на полную мощь: "Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее...", я, в ту пору уже поживший человек, вдруг понял, что поэт, если он обладает еще свойствами пророка, случайного ничего не делает. Мы начинаем обсуждать художественные свойства, а это кусок его жизни, и тела, и души...

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 26 січня 2009, 00:08     Ukraine  
ГлавпсихЗамФилософф
ГлавпсихЗамФилософф
Аватар користувача

З нами з: 23 січня 2009, 21:10
Повідомлень: 20735
Звідки: берег правый
"Богатая" ссылочка:
http://www.peoples.ru/art/music/bard/vy ... video.html

_________________
Зображення
Gravissima calamitas umquam supra Occidentem accidents erat relidgio Christiana. (c)


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 26 січня 2009, 00:13     Ukraine  
Врачидло
Врачидло
Аватар користувача

З нами з: 02 листопада 2008, 03:44
Повідомлень: 785
N_onE писав:То, что по ОРТ поют ...
пипппец...
шАбаш..
_________________
Интересно, все ли знали-слышали за эту песню: "Летела жизнь"?!



Не воспринимай мир только чёрно-белым. Он разноцветный.

Подбор актёров-исполнителей очень хороший. Градский с "Когда вода всемирного потопа..." и "Сирин" с "Куполами" были простовеликолепны. Особенно поразил этот церковный хор "Сирин" акапелло спеть "Купола" это - уровень.


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 26 січня 2009, 00:17     Ukraine  
Врачидло
Врачидло
Аватар користувача

З нами з: 02 листопада 2008, 03:44
Повідомлень: 785
Вот единственное опубликованное при жизни стихотворение Высоцкого. Если не ошибаюсь - Сборник "День Поэзии - 75". Он очень гордился.

Ожидание длилось,
а проводы были недолги.
Пожелали друзья:
"В добрый путь, чтобы все без помех".
И четыре страны
предо мной расстелили дороги,
И четыре границы
шлагбаумы подняли вверх.

Тени голых берез
добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе
и штыком заострилось вдали.
Вечный смертник-комар
разбивался у самого носа,
Превращая стекло лобовое
в картину Дали.

Сколько смелых мазков
на причудливом мертовм покрове,
Сколько серых мозгов
и комарьих раздавленных плевр!
Вот взорвался один,
до отвала напившийся крови,
Ярко-красным пятном
завершая дорожный шедевр.

И сумбурные мысли,
лениво стучавшие в темя,
Устремились в пробой -
ну попробуй-ка останови!
И в машину ко мне
постучало просительно время.
Я впустил это время,
замешанное на крови.
И сейчас же в кабину
глаза из бинтов заглянули
И спросили: "Куда ты?
на запад? Вертайся назад!.."
Я ответить не смог:
по обшивке царапнули пули.
Я услышал: "Ложись!
Берегись! Проскочили! Бомбят!"

Этот первый налет
оказался не так чтобы очень:
Схоронили кого-то,
прикрыв его кипой газет,
Вышли чьи-то фигуры -
назад, на шоссе - из обочин,
Как лет тридцать спустя,
на машину мою поглазеть.

И исчезло шоссе -
мой единственный верный фарватер.
Только - елей стволы
без обрубленных минами крон.
Бестелесый поток
обтекал не спеша радиатор.
Я за сутки пути
не продвинулся ни на микрон.

Я уснул за рулем.
Я давно разомлел до зевоты.
Ущипнуть себя за ухо
или глаза протереть?
В кресле рядом с собой
я увидел сержанта пехоты.
"Ишь, трофейная пакость,- сказал он,-
удобно сидеть".

Мы поели с сержантом
домашних котлет и редиски,
Он опять удивился:
Откуда такое в войну?
"Я, браток,- говорит,-
восемь дней как позавтракал в Минске.
Ну, спасибо, езжай!
будет время, опять загляну..."

Он ушел на Восток
со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время
в кабину вошло сквозь броню.
Это время глядело
единственной женщиной рядом.
И она мне сказала:
"Устал? Отдохни - я сменю".

Все в порядке, на месте,-
Мы едем к границе, нас двое.
Тридцать лет отделяет
от только что виденных встреч.
Вот забегали щетки,
отмыли стекло лобовое,-
Мы увидели знаки,
что призваны предостеречь.

Кроме редких ухабов,
ничто на войну не похоже.
Только лес молодой,
да сквозь снова налипшую грязь
Два огромных штыка
полоснули морозом по коже,
Остриями - по мирному -
кверху, а не накренясь.

Здесь, на трассе прямой,
мне,
не знавшему пуль,
показалось,
Что и я где-то здесь
довоевывал невдалеке.
Потому для меня
и шоссе, словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик
болтались на этом штыке.


Догори
  Тема:
Цитувати виділене Додано: 27 січня 2009, 01:02     Ukraine  
Голов_Намбер
Голов_Намбер
Аватар користувача

З нами з: 24 березня 2008, 02:59
Повідомлень: 11424
N_onE писав:
ЛЕТЕЛА ЖИЗНЬ
звук.

http://ityouth.ru/load/0-0-0-29-20
У кого нет песни
скачать можно:
логин --
Nona
пароль --
Nona


Думаю, что запрет негласный есть в раше сейчас на эту песню...


Догори
Показувати повідомлення за:  Сортувати за  
Створити нову тему  Відповісти  [ 191 повідомлень ] 

Часовий пояс UTC+02:00



Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 31 гостей


Ви не можете створювати нові теми у цьому форумі
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете додавати файли у цьому форумі

Перейти:  
Powered by phpBB
Style by durdom.in.ua team based on DEVPPL - Український переклад © 2005-2016 Українська підтримка phpBB